Приобретение товаров через Интернет давно стало весьма популярным занятием. Ходить никуда не надо, сиди себе на диване и выбирай то, что понравится. Да и цены у продавцов в киберпространстве заметно ниже, чем у обычных. Но что делать потребителю, которому привезли бракованный товар, а дефект вскрылся, например, лишь через неделю? Ответ на это вопрос оказался достаточно прост. Как рассказал "Сам себе адвокату" председатель общества защиты прав потребителей "Резонанс" Григорий Решетов, почти год назад в закон "О защите прав потребителей" были внесены поправки, которые коренным образом пересмотрели отношения интернет-продавцов и потребителей. Причем в пользу последних.
В законе есть очень важная статья - №26.1, определяющая права потребителейи ответственность и продавца при дистанционном способе продаж. Она обязывает продавца до заключения договора предоставить потребителю информацию об адресе, месте нахождения продавца и так далее. Причем всю эту информацию надо предоставить в письменной форме в момент доставки. При этом потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его получения, и в течение недели после его приобретения, а если эта информация не была предоставлена - то даже в течение 3 месяцев!
Правда, комментируя данное положение, Григорий Решетов обращает внимание на то, что речь идет о возврате качественного, а не бракованного товара. При этом возврату товар подлежит лишь при сохранении его товарного вида, кассового или товарного чека. Тем не менее, отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Если же через интеренет-магазин приобретен бракованный товар, то в зависимости от характера его недостатков он подлежит ремонту, обмену, возврату и т.д. в соответствии со статьей 18 так же, как и любой другой товар, купленный в обычном магазине.
"Не стоит забывать, что закон позволяет отказаться от покупки вообще до получения товара" - напоминает Григорий Решетов. При этом уплаченная за товар сумма подлежит возврату в течение трех дней. Раньше этот срок не был определен, и потребителю приходилось ждать иногда месяцами. Сейчас все очень четко: три дня – обязаны вернуть!
Юристы указывают и на то, что что возросли штрафы, налагаемые на продавца в случае судебного разбирательства, закончившегося в пользу потребителя. Раньше в законе была такая норма: в случае победы потребителя в суде, на ответчика мог быть наложен штраф в размере иска, но это было по усмотрению судьи, которые таким правом, как правило, не пользовались. Теперь же штраф присуждается в пользу потребителя в обязательном порядке, правда, в сумме 50 процентов от суммы иска. Но это должно только стимулировать урегулирование споров между потребителем и продавцом в досудебном порядке.
|